Интерактивная рабочая тетрадь "Секрет Успеха" (только для зарегистрированных) Вход Регистрация

Образование

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

  Стратегической целью развития региональной системы образования является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения качественного образования всех уровней для формирования успешной, социально активной и профессионально-подготовленной личности, отвечающей требованиям современного общества и экономики.
   Основными задачами деятельности Департамента образования Вологодской области являются:
 
1. Реализация стратегии развития образования на территории Вологодской области.
2. Обеспечение развития кадрового потенциала системы образования области.
3. Обеспечение социальной защиты детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.



Специальности Пути профессиональной карьеры Виртуальные экскурсии
 
 
Осуществление комплекса мер по развитию системы образования области позволило достичь по итогам 2012 года следующих основных результатов:
 
- уровень среднемесячной заработной платы учителей в IV квартале 2012 года достиг уровня заработной платы работников по региону за 2012 год;
- осуществлен переход на обучение по федеральным государственным стандартам начального общего образования школьников 1-2 классов;
- созданы основные условия образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов для 82% школьников;
- школьники, обучающиеся по новым государственным образовательным стандартам, обеспечены современными комплектами учебников; 
- созданы условия для обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий для всех детей-инвалидов, которым не противопоказана такая форма обучения;
- создано 12 ресурсных центров для дистанционного образования детей-инвалидов и 8 центров для детей, обучающихся в сельских малокомплектных школах;
- создано 15 базовых школ, в которых обеспечивается совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития;
- увеличилось количество учреждений среднего профессионального образования до 30; подготовлено 5 016 рабочих и специалистов среднего звена;
- создан 21 ресурсный центр в структуре учреждений профессионального образования для подготовки востребованных профессий, в которые поставлено современное учебно-лабораторное и компьютерное оборудование;
- заключено 30 договоров и соглашений с работодателями по подготовке кадров и привлечены средства работодателей для подготовки кадров на базе учреждений профессионального образования в размере 70 млн. руб.;
- оказано содействие в создании 3201 дополнительного места в дошкольных образовательных учреждениях через оснащение детских садов игровым, спортивным, учебным, музыкальным, развивающим оборудованием;
- из 5600 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4155 детей проживает в семьях граждан;
- разработана и утверждена государственная программа «Развитие образования Вологодской области на 2013-2017 годы».
 
С 2013 года отрасль «Образование» финансируется на основе программно-целевого подхода – государственной программы «Развитие образования Вологодской области на 2013-2017 годы», которая объединила все долгосрочные, ведомственные целевые программы в единое целое.
 
I. В сфере общего и дополнительного образования
 
Цель – повышение доступности качественного образования детей, соответствующего требованиям развития экономики области, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Достижение поставленной цели в системе общего образования осуществляется через реализацию следующих задач:
 
- обеспечение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; 
- модернизацию сети и инфраструктуры учреждений общего и дополнительного образования детей для обеспечения доступности образовательных услуг и качественных условий обучения;
- обеспечение дистанционного образования детей-инвалидов; 
- создание универсальной безбарьерной среды в базовых общеобразовательных учреждениях для обучения и воспитания детей-инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития;
- выявление, развитие и поддержку одаренных детей и молодых талантов.
 
Контингент обучающихся школ составляет 118,6 тыс. человек, из них 24,5% обучаются в сельских общеобразовательных учреждениях. Системой дополнительного образования охвачено 50% детей и подростков.
 
Реализация Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования 
С 1 сентября 2012 года началось обучение по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) начального общего образования. Так, по ФГОС начального общего образования обучается 51,9 % учащихся начальной школы (все 1-е и 2-е классы школ области, а также одиннадцать 3-х классов пилотных школ области г. Вологды, Череповца, Вытегорского, Нюксенского, Тарногского, Харовского муниципальных районов).
Началось введение ФГОС основного общего образования в трех 5-х классах (83 ученика) двух пилотных школ области – Гимназии № 2 г. Вологды и Гимназии № 8 г. Череповца. 
В ходе реализации проекта в 2012 году:
- приобретено 469 мобильных цифровых лабораторий для 464 школ;
- пополнены библиотечные фонды школ 228,5 тысячами экземпляров учебников; 
- приобретено технологическое оборудование для школьных пищеблоков 58 общеобразовательных учреждений г. Вологды и г. Череповца и Центра общественного питания г. Череповца (12% от общего количества школ в области); 
- оснащены комплектами спортивного оборудования и спортивного инвентаря 50 средних общеобразовательных базовых школ области; приобретено 6489 комплектов лыжного инвентаря; 
- приобретено 162 комплекта оборудования для организации медицинского обслуживания обучающихся в медицинских кабинетах 162 школ;
- закуплено 19 единиц автотранспорта для подвоза детей в школы;
- проведены капитальные ремонты 17 школ;
- прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС все учителя и руководители школ, осуществляющие обучение по ФГОС, что составляет 41,2 % в общей численности учителей.
 
В результате данных мероприятий достигнуты следующие социальные эффекты:
- все школы обеспечены современным оборудованием в соответствии с новыми стандартами начального общего образования; 
- все обучающиеся 1-2-х классов по новым стандартам обеспечены учебниками в соответствии с требованиями стандартов; 
- обеспечены качественным медицинским обслуживанием 61% обучающихся школ;
- обеспечены 51,5 % обучающихся школ лыжным инвентарем; 39,7 % обучающихся – современным спортивным оборудованием;
- охват обеспечения школьников горячим питанием составил 88%.
 
Средние баллы по результатам единого государственного экзамена выпускников общеобразовательных учреждений стабильно превышают значения в среднем по Российской Федерации. 
 
Средний балл ЕГЭ по обязательным предметам выпускников Вологодской области и Российской Федерации в 2010-2012 году
 
Общеобразовательный предмет 2010 год 2011 год 2012 год
ВО РФ ВО РФ ВО РФ
Русский язык 61,8 57,9 64,2 60,1 65,8 61,1
Математика 45,3 43,4 48,0 47,5 44,9 44,6
 
 
 
Реализация проекта дистанционного образования школьников
На территории Вологодской области в 2012 году началась реализация мероприятий по организации дистанционного обучения школьников в малокомплектных школах и школах, расположенных в труднодоступной местности. 
В ходе реализации проекта созданы 8 ресурсных центров дистанционного образования и начато обучение школьников из 9 общеобразовательных учреждений 8 муниципальных районов области.
 
Прошли обучение по организации и проведению сетевого дистанционного образования 115 специалистов, 328 педагогов прошли курсы повышения квалификации. 
 
 Создание доступной среды в общеобразовательных учреждениях для детей-инвалидов
В 2012 году в области продолжалась работа по формированию в общеобразовательных школах условий для получения детьми-инвалидами качественного доступного образования (расширение входных групп, оборудование школ пандусами, переоборудование санитарно-гигиенических комнат, установка специального учебного и компьютерного оборудования). Это позволило создать в 3,2 % общеобразовательных школ области универсальную безбарьерную среду для детей-инвалидов с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. 
 
Реализация проекта дистанционного образования детей-инвалидов
За последние три года в проекте приняли участие более 220 детей из 22 муниципальных районов/городских округов, 203 педагогических работника прошли обучение по вопросам организации дистанционного образования. Для сетевых педагогов оборудованы 122 рабочих места на базе 12 ресурсных центров дистанционного образования в городах Вологде, Череповце, Великом Устюге, Харовске, Соколе, Вытегре, Грязовце, п. Шексна, с. Кичменгский Городок. 
В 2012 году дистанционным образованием были охвачены 170 детей-инвалидов из 100 образовательных учреждений 19 муниципальных районов и городских округов. Для организации обучения созданы 8 ресурсных центров, привлечены 170 высококвалифицированных специалистов. В 2012 году из числа участников проекта получили основное общее образование – 21 человек; среднее (полное) общее образование – 7 человек. Продолжили обучение, в том числе в учреждениях начального и среднего профессионального образования, – 7 человек, в учреждениях высшего профессионального образования – 4 человека.
 
Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов
В настоящее время  действуют 9 областных учреждений дополнительного образования детей, являющихся центрами методической работы и организаторами проведения областных мероприятий с детьми. 
Наиболее значимыми областными мероприятиями в прошедшем году, раскрывающие способности детей, стали:
-  Президентские состязания и игры,
-  межрегиональная краеведческая олимпиада «Мир через культуру», 
- конкурс «Древо жизни», 
- детский компьютерный проект, 
- акция    «Я-Гражданин Российской Федерации»,
-  Ферапонтовские, Димитриевские, Премининские чтения,
-  игра «Зарница», «Школа безопасности» и др.
На базе стационарных оздоровительных учреждений для детей с повышенной мотивацией организовано проведение областных профильных лагерей («Математик», «Спортивный»), экспедиций («Ловитва», «Этнограф»), походов «Хрустальный горизонт», спортивных сборов «Азимут» для 515 детей и подростков.
Организация Всероссийской олимпиады школьников на территории области и обеспечение проведения регионального этапа олимпиады содействует поиску и развитию одаренных детей и молодежи. 
На протяжении пяти лет Вологодская область входит в число 20 сильнейших регионов Российской Федерации по итогам участия во всероссийской олимпиаде школьников. В 2012 году по эффективности участия Вологодская область находится на 3-м месте среди регионов Северо-Западного федерального округа (впереди г. Санкт-Петербург и Республика Карелия).
 
В области выстроена система мер поддержки талантливым и одаренным детям и молодежи: стипендии и премии Губернатора области. Впервые в области учреждена и выплачена Премия «100 юных талантов Вологодчины». Увеличена грантовая поддержка одаренным детям за особые достижения в области образования из региональных средств. В 2012 году размер премии составил 3000 рублей (2010 – 1000 руб., 2011 – 2000 руб.).
Вопросом, требующим решения, является создание условий для работы с одаренными детьми, проживающими и обучающимися в муниципальных районах области.
 
 
 
II. В сфере профессионального образования
 
Основные задачи  сферы профессионального образования:
1. Формирование эффективной организации ресурсов системы профессионального образования в соответствии с перспективами социально-экономического развития экономики области, потребностями регионального рынка труда.
2. Развитие государственно-частного партнерства в подготовке кадров.
3. Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования.
Организационной основой реализации приоритетных направлений деятельности в 2012 году являлась долгосрочная целевая программа «Комплексное развитие системы профессионального образования в Вологодской области на 2011-2015 годы». Программа вошла в число победителей федерального конкурса региональных программ профессионального образования 2011 года, что позволило региону привлечь дополнительные федеральные средства на реализацию мероприятий по модернизации профессионального образования в 2011-2013 годах. 
Софинансирование мероприятий программы осуществляют организации-работодатели, что является результатом целенаправленной работы Департамента образования, отраслевых и муниципальных советов по подготовке кадров с бизнес-сообществом. Продолжена работа с ОАО «Северсталь» в рамках Соглашения о взаимодействии по вопросам модернизации профессионального образования от 15 июля 2011 года. В 2012 году компанией направлены более 55 млн. руб. на организацию профориентационной работы, укрепление учебно-материальной базы профильных учреждений, стимулирование обучающихся и педагогических работников.
Развитие сети осуществлялось в направлении интеграции начального и среднего профессионального образования в рамках многоуровневых образовательных учреждений среднего профессионального образования (далее – СПО). 
Общее количество подведомственных Департаменту образования учреждений в 2012 году составило 38, в том числе 8 учреждений НПО и 30 учреждений СПО. 
Укрепление учебно-материальной базы ресурсных центров осуществляется с учетом требований работодателей, востребованности профессий и специальностей на региональном рынке труда. Проведены капитальные и текущие ремонты, закуплено современное учебно-лабораторное и компьютерное оборудование для ресурсных центров учреждений профессионального образования по профессиям отраслей машиностроения, металлургии, лесного, строительного и агропромышленного комплексов, деревообработки и др.
 
Обеспечено развитие системы профессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии через взаимодействие общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, предприятий реального сектора экономики региона.
20 организациям бизнеса присвоен статус «Базовая организация учреждения начального (среднего) профессионального образования» на период действия договоров, в том числе 3 организациям данный статус присвоен в 2012 году. 
Деятельность региона по созданию многоуровневой системы координационных советов и возрождению института «Базовой организации» признана Минобрнауки России лучшей практикой в Российской Федерации. Опыт региона был представлен на Всероссийской конференции с международным участием «Профессиональные кадры новой России» 23 ноября 2012 года (г.Москва).
 
 
III. В сфере дошкольного образования
 
Приоритетом в развитии региональной системы образования является обеспечение доступности для населения услуг дошкольного образования, реализация права каждого ребенка на равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей как основы успешного обучения в школе. 
В соответствии с утвержденным Планом действий по развитию вариативных образовательных услуг в сфере дошкольного образования обеспечены:
разработка нормативных правовых актов, направленных на развитие вариативных образовательных услуг в сфере дошкольного образования (примерное положение о группе семейного воспитания дошкольного образовательного учреждения; примерное положение о группе кратковременного пребывания);
разработка положений и методических рекомендаций по созданию центра игровой поддержки развития ребенка, центра педагогической поддержки семейного воспитания, лекотеки (центра психолого-педагогической помощи детям со специальными потребностями и их родителям), консультативного пункта, службы ранней помощи, группе «предшкольного образования» (для детей старшего дошкольного возраста);
подготовка программы для обучения персонала негосударственных (частных) дошкольных образовательных организаций и групп семейного воспитания муниципальных дошкольных образовательных учреждений, осуществления консультационной поддержки индивидуальных предпринимателей.
Нормативно-правовая, организационная, методическая, консультационная работа Департамента образования содействовала:
- открытию 42 групп кратковременного пребывания на базе детских садов, учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных сельских школ: прогулочные группы, группы по подготовке детей, не посещающих детские сады, к школе, адаптационные группы и консультативные пункты для родителей и детей, группы для детей раннего возраста «Вместе с мамой»;
- созданию 3021 дополнительного места в учреждениях дошкольного образования (количество мест в детских садах увеличилось по сравнению с 2011 годом на 4,6 %);
- функционированию дошкольных образовательных групп на базе культурно-образовательных, досугово-развлекательных центров; семейных дошкольных групп, групп присмотра и ухода за детьми, организованных индивидуальными предпринимателями.
 
 
 
IV. В сфере охраны и защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
 
Основная цель - обеспечение приоритета семейных форм устройства детей.
Реализация основных направлений данной сферы способствовала:
           обеспечению финансирования содержания детей-сирот в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, выплате единовременного пособия при устройстве ребенка в семью;
разработке программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Для граждан предусмотрено проведение обучающих семинаров, тренинговых занятий по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, психологическое обследование. Обучение проводится по очной или очно-заочной форме. Организована работа пяти школ кандидатов в приемные родители;
введению в действие проекта «Сетевое взаимодействие детских домов Вологодской области по устройству детей-сирот в семьи граждан». Взаимодействие строится на основе объединения нескольких образовательных учреждений вокруг областного ресурсного центра в БОУ ВО «Вологодский детский дом № 2». 
организации на базе 4 центров психолого-медико-социального сопровождения службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи приемным родителям через практические занятия и консультативную работу по проблемам общения между детьми и родителями;
обеспечению информационного сопровождения развития семейных форм устройства детей-сирот через организацию деятельности областного клуба социальной журналистики «Время говорить!», областного сайта «Найди меня, моя семья!». 
Основными результатами реализации направлений являются:
устойчивая тенденция сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 5,8 %;
увеличение доли детей-сирот, проживающих в семьях граждан, на 1,7 %;
увеличение на 44 % количества граждан, прошедших подготовку в школах кандидатов в приемные родители; 
245 воспитанников детских домов обрели семью, 77 – возвращены в кровные семьи;
увеличение на 10 % числа детей, воспитывающихся в приемных семьях.
 
 
V. В сфере кадрового обеспечения системы образования области.
 
В 2012 году организовано повышение квалификации 26% руководителей и педагогов образовательных учреждений при нормативном показателе 20%.
В условиях перехода на ФГОС начального общего образования всех образовательных учреждений области обеспечена профессиональная подготовка 100% учителей начальных классов по новым стандартам, 25% учителей начальных классов - по работе с электронными образовательными ресурсами, интерактивным оборудованием.
С целью подготовки к введению стандартов общего образования 5-9 классов обеспечено системное повышение квалификации директоров и учителей-предметников основной школы. Повышение квалификации в данном направлении прошли около 40% работников образования основной школы.
 
На 2013 год поставлены задачи максимального охвата педагогов повышением квалификации, ориентированном на подготовку к введению ФГОС основного общего образования, и доведение показателя до 60 %; апробации модели персонифицированной системы повышения квалификации.
 
Оказание мер государственной поддержки педагогическим работникам:
- в целях поддержки социально-педагогических инициатив в области впервые проведен региональный конкурс инновационных проектов, направленных на развитие системы образования Вологодской области, и 9 авторских коллективов получили поддержку в виде грантов по 500 тыс. руб. 
- впервые проведен конкурс «Педагогический дебют». 5 победителей конкурса по результатам отборочного тура вышли в финал Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»;
- осуществлены выплаты из средств федерального бюджета по 200,0 тыс. руб. 9 педагогам-победителям конкурса «Лучший учитель года»; 
- обеспечены выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам;
- впервые в текущем году оказаны меры государственной поддержки в виде предоставления льготного ипотечного кредита (займа) 16 молодым учителям на сумму 3 439,0 тыс. руб.;
- продолжены единовременные выплаты из средств областного бюджета молодым педагогам в возрасте до 30 лет, проживающим и работающим в сельской местности, соответственно за первый, второй и третий год работы по 50,0; 30,0 и 20,0 тыс.руб.  В 2012 году 40 педагогов за первый год работы получили по 50 тыс. руб., 38 педагогов за 2 год работы – по 30 тыс. руб., 28 педагогов за 3 год работы - по 20 тыс. руб. Число молодых педагогов, проживающих и работающих в сельской местности, которым предоставлены единовременные выплаты, возросло в текущем году на 50 %.;
- обеспечено повышение заработной платы педагогическим работникам общего образования с 1 декабря 2012 года (около 10,4 тыс. педагогических работников школ области) до средней заработной платы в регионе - 23104 руб. 
 
 
VI. В сфере взаимодействия с общественностью 
 
Цель - развитие информационной прозрачности и открытости деятельности Департамента образования области.
Принята Концепция государственно-общественного управления образованием в Вологодской области и начата работа по её реализации.
Департамент образования является органом, поддерживающим создание и развитие системы общественных организаций в системе образования:
поддержана инициатива молодых педагогов по созданию Вологодской региональной общественной организации «Вологодская ассоциация молодых педагогов» (март 2012 года);
инициировано создание Совета руководителей органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющих управление в сфере образования;
начат процесс формирования Общественного совета при Департаменте образования.
В рамках формирования системы информирования граждан о состоянии и перспективных решениях в образовательной сфере:
проведены информационные дни во всех муниципальных образованиях области; VII областное родительское собрание на тему «Взаимодействие школы и родительской общественности в модернизации общего образования Вологодской области» впервые в форме Интернет-конференции на сайте Департамента образования области;
обеспечено интерактивное взаимодействие с общественностью через официальный интернет ресурс: организована работа интернет-приёмной на официальном сайте Департамента образования области; 
оказана консультационная поддержка граждан через организацию телефонов «Горячих линий» по актуальным темам: подготовка образовательных учреждений к новому учебному году; организация школьного питания; заработная плата учителей/педагогических работников; новые правила приёма детей в первый класс;
 
Основные задачи системы образования Проблемный анализ дает возможность сделать вывод о том, что региональной системе образования необходимо сосредоточить свои усилия в 2013 году на решении следующих основных задач:
1. Обеспечение равного доступа к качественному общему образованию.
2. Комплексная модернизация системы профессионального образования.
3. Совершенствование условий воспитания и обучения детей-сирот, их успешной интеграции в общество.
4. Совершенствование кадрового состава системы образования области и его продуктивности. Переход на «эффективный контракт» как основы трудовых отношений.
5. Расширение информационной открытости, прозрачности деятельности системы образования области.
6. Совершенствование законодательных и нормативных правовых актов области в целях реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Logo WS Russia white on blue

Мы в соц. сетях