Интерактивная рабочая тетрадь "Секрет Успеха" (только для зарегистрированных) Вход Регистрация

Предприниматель - профессия или призвание

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тема профориентационного занятия:

Предприниматель – профессия или призвание?
(актуальный диалог)

Автор разработки:

 Николаева Елена Ивановна, учитель экономики

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Йошкар-Олы,

участник Всероссийского профориентационного конкурса методических разработок в номинации «Профориентационный урок»

 

Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о предпринимательстве как особой сфере профессиональной деятельности

Задачи для обучающихся:

  1.         Выяснить, что такое предпринимательство, и кто такой предприниматель;
  2.         Определить набор важнейших качеств предпринимателя;
  3.         Выявить склонность к предпринимательской деятельности;
  4.         Осознать необходимость развития в себе качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха в предпринимательстве.

Тип урока: урок – диалог

Класс: 9-11 класс

Оборудование: презентации: «Предпринимательство и предприниматель», «Акулы бизнеса или гении предпринимательства»

 

План занятия

1. Определение содержания понятий предпринимательство и предприниматель.

2. Определение набора важнейших предпринимательских качеств

3. Выявление склонности к предпринимательской деятельности на основе самоанализа  необходимых предпринимательских качеств в личностном плане

4. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

 

Ход занятия

Вступительное слово учителя. Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в Вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен». Тогда как же можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Предприниматель – это профессия или призвание? На эти вопросы мы попытаемся найти ответы.

 

Первый этап: Определение содержания понятий предпринимательство и предприниматель

Класс разбивается на группы по 5-6 человек. Ученикам предлагается назвать понятия, присущие предпринимательству или те с которыми у них ассоциируется предпринимательство.  Например:

Рынок, купля, продажа, магазин, покупатель, продавец, деньги, кредит, налоги, доверенность, договор, аренда, фирма, склад, прибыль, доход, убытки, банкрот, кредиторы, акции и т.п.

 

Ученики высказываются, учитель фиксирует выказывания детей на доске. После выполнения задания участники рассказывают о своем понимании предпринимательства. Обобщая ответы обучающихся, учитель формулирует основные понятия:

Предпринимательство – это:

 Поиск и исследование новых экономических возможностей

  Это революционизирование и реформирование производства путем использования различных возможностей для создания новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта и т.п.

  Это самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли

Предприниматель – это человек, отличающийся,

  • во-первых, особым взглядом на вещи, волей и способностью выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете,
  • во-вторых, способностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанной с этим неопределенностью и возможности сопротивления,
  • в-третьих, его воздействием на других людей: «имеет вес, обладает авторитетом».

Второй этап: Определение набора важнейших предпринимательских качеств

 

Учитель демонстрирует обучающимся презентацию  «Акулы бизнеса или гении предпринимательства» (Приложение 1).  На примере всемирно известных предпринимателей или имеющих бизнес в местном сообществе учащиеся знакомятся с их достижениями в сфере предпринимательства и  определяют важнейшие качества важных качеств, необходимых для предпринимателя:  Ученикам предлагается обсудить задание в группах и заполнить следующую таблицу:

 

Предприниматель

Сфера бизнеса

Качества, сделавшие его успешным

1.

2.

3.

 

 

 

Группы отчитываются о проделанной работе, последовательно дополняя друг друга.

Совместно с учениками учитель  обобщает ответы, формулируя набор важных качеств, необходимых для предпринимателя: 

  • Предприниматели умеют мыслить нестандартно,
  • осознанно идти на риск,
  • хорошо понимают потребности общества,
  • реально оценивают свои возможности и знают, как их рационально использовать для того, чтобы достичь успеха;
  • они обладают лидерскими качествами,
  • им свойственны личностные качества: ответственность, целеустремленность, самостоятельность, самодисциплина, творчество, коммуникабельность
  • предприниматель не обязательно человек, создающий гигантскую компанию, он может владеть небольшим бизнесом в местном сообществе и предлагать людям услуги или продукты, в которых они нуждаются.

Третий этап: Выявление склонности к предпринимательской деятельности на основе самоанализа  необходимых предпринимательских качеств в личностном плане

 

Учитель предлагает ученикам оценить свои личностные качества с точки зрения их соответствия установленному набору качеств, необходимых для предпринимателя и ответить на вопрос: Обладаю ли я теми качествами и способностями, которые помогут мне стать успешным в жизни? Для ответа на поставленный вопрос каждому ученику необходимо заполнить следующую таблицу:

 

Качества

дома

в школе

Лидерские

 

 

Творчество

 

 

Инициативность

 

 

Целеустремленность

 

 

Ответственность

 

 

 

После заполнения  таблицы  ученики читают свои записи, дают оценку проявления  важных качеств, необходимых для достижения успеха в предпринимательстве лично у себя, высказывают личностное отношение к значимости данного вида деятельности в определении сферы своих профессиональных намерений.

Учитель, подводя итог обсуждению, обращает внимание, что предпринимательские качества необходимо развивать и совершенствовать для достижения успеха в бизнес-сообществе.

Четвертый эта:  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заключительное слово учителя:  Предпринимательство – это самостоятельная хозяйственная деятельность, направленная на создание и предложение обществу чего-то нового, направленного на удовлетворение потребностей людей,  и за это они готовы платить. Предприниматель – это новатор. Человек, готовый идти на риск, предлагая новое. Его успех – это признание общества. А признание общества – это прибыль, которую он получает от  реализации своих идей. Однако прибыль для настоящего предпринимателя – это не самоцель, а мера измерения его успеха. Что бы быть успешным, следует работать над собой, выявляя и развивая необходимые  предпринимательские качества.

Для подведения итогов занятия учитель предлагает ученикам проанализировать стратегии развития предпринимателя, направленные на достижение успеха в деятельности (стратегия преуспевания) и на стагнацию  (стратегия неудачника). На основе анализа сделать вывод о значимости развития качеств, которые помогут достичь личностного и профессионального успеха в предпринимательстве.

 

Стратегии преуспевающего и неудачника

Преуспевающий

Неудачник

Изменяет свое поведение

Старается изменить поведение других людей

Работает много, качественно имеет время

Всегда слишком занят, чтобы сделать необходимое

Делает

Дает обещания

Уважает способности других, всегда рад поучиться

 

Не желает признавать способности других, концентрируется на их слабостях

С желанием рискует, чтобы сделать лучше

Избегает вызова из-за страха ошибок и критики

Находит возможности

 

Подчеркивает проблемы

 

Признает, что люди разные

 

Не признает право людей быть другими

 

В заключение занятия учитель включает учеников в рефлексивную деятельность, предъявляя им  вопросы для саморефлексии:

  1.         Как вы считаете предпринимательство – это профессия или призвание?
  2.         Заинтересовала ли вас предпринимательская деятельность? Какие качества предпринимателя привлекли ваше внимание?

Logo WS Russia white on blue

Мы в соц. сетях