Интерактивная рабочая тетрадь "Секрет Успеха" (только для зарегистрированных) Вход Регистрация

Классный час « Ярмарка вакансий»

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Классный час « Ярмарка вакансий»

( для обучающихся 8-9  класса)

         Целевое назначение классного часа:

1. Помочь учащимся в формировании своих профессиональных предпочтений.

2. Выявить степень информированности и подготовленности к выбору профессии

3. Познакомить учащихся о положении на региональном рынке труда

4. Настроить учащихся на серьезное отношение к выбору будущей сферы профессиональной деятельности.

         Форма: деловая игра.

         Подготовительная работа:

Предварительно ученики получают задания:

  1.   найти пословицы и поговорки о труде;
  2.   найти высказывания в источниках о труде;
  3.   подготовить сведения о отраслевых  ведущих предприятиях региона, учебных заведениях, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов в региональной практике;
  4.   изучить данные центра занятости населения о имеющихся вакансиях специалистов разного профиля;
  5.   оформить стенгазету «Профессии наших родителей».

         Оформление: стенд с высказываниями и поговорками о труде, профессиях; таблицы и диаграммы вакансий, стенгазета « Профессии наших родителей».

         На классный час могут быть приглашены родители, представители потенциальных социальных партнеров, специалисты центра занятости, социальный педагог, педагог-психолог.

Ход классного часа

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

          В наше время иметь престижную профессию и хороший заработок – насущный вопрос почти каждого человека, особенно молодых. Следует отметить некоторые общие ошибки, которые допускают обучающиеся при выборе будущей профессиональной сферы деятельности:

  • Ориентация на профессию, требующую высшей квалификации (юрист, экономист, специалист банковской сферы и т.д.).
  • Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни (каменщик, слесарь, работник сферы общественного питания, фельдшер и т.д.).
  • Отсутствие своего мнения в выборе профессии и принятие решения, не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
  • Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
  • Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
  • Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
  • Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии;
  • Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ученика.

          Ребята, чтобы обеспечить свое будущее, вы уже сейчас должны позаботиться о своем правильном выборе будущей профессии и о том, как не ошибиться в ее выборе.

          Сегодняшний классный час, поможет нам получить представление о некоторых современных профессиях, узнать какие профессии пользуются большим спросом на региональном рынке труда. Классный час проведем в форме деловой игры « Ярмарка вакансий».

          Что такое «вакансия» ( от англ. “vacant”-свободный, пустой) – это свободная должность или место работы. «Ярмарка вакансий» проходит ежегодно с целью помочь выпускникам учебных заведений профессионального образования найти и получить работу по специальности.

          В ходе игры мы, разбившись на группы, должны выявить какие профессии являются наиболее нужными и востребованными и как грамотно вести себя при приеме  на работу.

          Организационная работа: класс делится на 5 групп.

1 группа«Организаторы» ярмарки. Они выставляют вакансии. Предлагают  познакомиться с работодателями - представителями различных организаций и учреждений региона.

2 группа«Работодатели». Они зазывают специалистов. Рекламируют свое предприятие, говорят о своих преимуществах (Например: прекрасное экологически чистое место, оклад, помощь в обустройстве с жильем, подъемные и т.д.).

3 группа«Работоискатели». Они предлагают себя в качестве специалистов на данное место, демонстрируют резюме.

4 группа«Рекламный отдел» - готовит Экспертное заключение выносит, ведущих профессиональную подготовку по специальностям,  для учащихся школ.

5 группа«Эксперты». Они делают выводы: какие профессии интересуют данный класс, сколько учащихся определились с выбором профессии, насколько учащиеся имеют представление о своей будущей профессии.  Целесообразно в  группу экспертов включить специалистов  центра занятости, социального педагога, педагога-психолога.

II. Основная часть.

1.Разминка. Тест « Знаете ли вы эти профессии?»

  1. Английскому понятию «драйвер» соответствует …

 а) водитель,

б) летчик, с)

гитарист

  1. Где работает фармацевт?

а) в аптеке,

 б) в магазине диетических продуктов,

 с) в зоомагазине.

  1. Какой синоним можно применить к слову «репортер»?

а) издатель,

б) диктор,

 с) журналист.

  1. Кто проверяет билеты в поезде?

а) стюард,

б) кондуктор

с) бортпроводник

  1. Кто такой отоларинголог?

а) врач,

 б) биолог,

 с) космонавт.

  1. Где работает крупье?

а) в банке,

б) в конторе,

с) в казино.

  1. Чем занимается кинолог?

 а) мышами,

б) собаками,

с) кинофильмами

  1. Кто такой визажист?

а) делает визы,

б) макияж,

с) визитки.

  1. Чем занимается риэлтор?

а) продажей экскурсионных туров

            б) выставками,

            с) агент по продаже недвижимости.

  1. Кто такой фрезеровщик?

 а) токарь,

б) слесарь,

с) плотник

2.Определение задания группам.

 1 группа - Из списка профессий данных на доске выберите те, которые вы считаете наиболее нужными в современной жизни нашего региона - Вологодской области. Обоснуйте свой выбор.

Экономист                                             Секретарь-делопроизводитель

Судья                                                      Механик

Адвокат                                                  Швея

Нейрохирург                                         Хореограф

Плотник                                                 Продавец

Водитель                                                Повар

Полицейский                                        Врач

Учитель                                                  Инженер

Пожарный                                             Строитель

Токарь                                                    Архитектор

Программист                                         Воспитатель

Журналист                                             Электрик

Телеведущий

                                                               

2 группа – Составьте рекламу одного из отраслевых градообразующих предприятий региона, обоснуйте  его вклад  в социально-экономическое развитие Вологодской области. Определите перечень вакансий специалистов, необходимых для данного предприятия. Продумайте условия для привлечения востребованных специалистов на предприятие.

3 группа – Составьте резюме  специалиста выбранной профессии, выделите,  какими качествами важными для данной профессии он обладает.

4 группа – Подготовьте информацию об учебных заведениях  Вологодской области, обращая внимание на подготовку специалистов по наиболее востребованным профессиям на региональном рынке труда.

                                                                                                                            

3. Ярмарка вакансий

Представитель 1-й группы демонстрирует на диаграммах наиболее дефицитные профессии, востребованные на региональном рынке труда. Все участники ярмарки обсуждают представленный перечень профессий, задают вопросы. Экспертное заключение дает специалист центра занятости населения.

Представитель 2 группы презентует отраслевое предприятие, предъявляет перечень вакансий специалистов, необходимых для данного предприятия и требования к их профессиональной компетентности. Представители группы «Работоискатели» задают интересующие вопросы. Экспертное заключение дает учитель или представитель от работодателей данного сектора (если есть возможность пригласить к участию в классном часе).

Представитель 3 группы зачитывает составленное резюме специалиста, обосновывает выбор профессионально – значимых качеств, характеризующих данного специалиста. Представители группы «Работодатели» задают интересующие вопросы, оценивают представленное резюме.  Экспертное заключение выносит педагог-психолог.

Возможно заслушать еще 2-3 выступления. (Например: Директор птицефабрики - инженер-технолог; главврач - детский врач; директор вагоноремонтного завода-фрезеровщик). Чтобы не было затруднений и заминок, возможно, заранее написать роли участников.

Представители рекламного отдела вывешивают бюллетень с информацией об учебных заведениях и зачитывают сообщения о некоторых заведениях Вологодской области, ведущих профессиональную подготовку по наиболее востребованным профессиям  на региональном рынке труда. Экспертное заключение выносит учитель-ведущий классного часа.

            4. Анкетирование.

 Учитель или педагог-психолог проводит небольшое анкетирование. В анкете учащимся предлагается определиться с  выбором будущей профессии (написать свои предпочтения) и указать мотивы выбора профессии : а)нравится, б) престижная, с) хорошо оплачиваемая, д) другое.

 

Пока психолог обрабатывает анкеты, ученики читают пословицы и поговорки о труде, которые они приготовили дома и поясняют их смысл . Например: Лень до добра не доводит; Кто любит трудиться, тому без дела не сидится: Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

По результатам анкетирования учитель делает обобщение: какие конкретные профессии выбраны учениками, преобладающие мотивы выбора профессии. Далее эта информация соотносится с потребностями регионального рынка труда.  Учитель приводит статистические данные, характеризующие ситуацию удовлетворенности профессиональных намерений обучающихся в ориентацией на востребованные профессии в регионе.  Возможно воспользоваться следующей информацией:

Как показывают  данные социологических исследований, проведенных в нашем регионе только 24% учащихся общеобразовательных учреждений Вологодской области, выбирая профессию, интересовались, пользуется ли она реальным спросом на рынке труда, и ориентировались на этот критерий. Более половины будущих выпускников школ выбирают специальности экономического, управленческого и социально-гуманитарного профиля. Снижен интерес к профессиям материального производства и социально-бытового обслуживания: транспорт, связь, сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, общественное питание.

Молодежь отдает предпочтение получению высшего профессионального образования. Результаты опроса показывают, что примерно для 70-85% выпускников, делающих профессиональный выбор, значимым фактором является учеба в высшем учебном заведении наряду с тем, что на рынке труда области существует спрос в основном на профессии, получаемые в учреждениях начального и среднего профессионального образования.  Вместе с тем       ежегодная потребность экономики региона составляет порядка 23 тыс. новых рабочих и специалистов, в том числе выпускников образовательных учреждений, из них 7,2 тыс. человек - потребность в специалистах с высшим образованием, 8,5 тыс. человек  - со средним профессиональным образованием, 7,3 тыс. человек – с начальным профессиональным образованием.

Наибольшую ежегодную потребность в рабочих и специалистах испытывают организации в сфере оптовой  и розничной торговли, ремонта автотранспорта (4 тыс. чел.), сельского хозяйства (2,5 тыс. чел.), транспорта и связи (2,2 тыс. чел.), образования (1,9 тыс. человек), строительства (1,4 тыс. чел.). В специалистах со средним профессиональным образованием наибольшую потребность испытывают организации оптовой и розничной торговли  (1,6 тыс. чел.), транспорта и связи (0,9 тыс. чел.), здравоохранения (0,8 тыс. чел.). В специалистах с начальным профессиональным  образованием наибольшую потребность испытывают организации в сфере сельского хозяйства (1,5 тыс. чел.), оптовой и розничной торговли (1,5 тыс. чел.), транспорта и связи (1 тыс. чел.).

Наблюдается значительный рост прагматической ориентации молодежи, стремление получить профессии, максимально обеспечивающие материальный достаток. Такой выбор не всегда соответствует интересам работодателей и общества. Рабочие профессии молодежь оценивает как непрестижные - всего 5% молодых людей связывают свои профессиональные планы с получением рабочей профессии. В то же время в структуре вакансий, предлагаемых предприятиями органам службы занятости населения, около 80% составляют именно рабочие профессии.

        За последние годы выпуск специалистов в области экономики и управления в Вологодской области увеличился в 2 раза, специалистов гуманитарно-социальных специальностей – в 1,5 раза, что не соответствует реальным потребностям рынка труда области. Следствием избытка специалистов в отдельных отраслях экономики явилось то, что выпускники с трудом устраиваются на работу. В 2009-2011 годах процент трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования всех уровней в среднем составил 55%. Значительное количество выпускников учреждений профессионального образования не могут найти работу по полученной специальности. В 2011 году трудоустроились на постоянную работу, не соответствующую полученной специальности, 46% выпускников высшего профессионального образования, 35% выпускников среднего профессионального образования и 56% выпускников начального профессионального образования. А теперь подумайте, стоит ли оканчивать экономический факультет Вуза, а потом работать где-нибудь в магазине? Или все-таки нужно осуществить свою мечту, а иногда желание родителей, во что бы то ни стало? Давайте выслушаем ваши мнения.

Ученики высказываются, приводят аргументы. Учитель резюмируют высказывания учащихся, обращая внимание на мотивы выбора профессий, необходимость осознанно подходить к выбору сферы будущей профессиональной деятельности с учетом личностных потребностей и возможностей к овладению избранной профессией, а так же  потребностями регионального рынка труда в специалистах соответствующего профиля.

III. Заключительная часть. Подведение итогов классного часа.

Эксперты  подводят итоги ярмарки. Высказываются о проделанной учениками работе, оценивают подготовленные группами продукты (перечень вакансий, реклама предприятия, резюме специалиста, информационный бюллетень  об учебных заведениях), дают рекомендации по выбору профессии.

Заключительное слово учителя: На сегодняшний момент проблема профессионального самоопределения молодежи является одной из важнейших в плане становления человека как полноценного члена современного общества. Каждый обучающийся должен осуществить выбор профессии, соответствующего учебного заведения, а так же быть готовым к возможным переменам на пути своего профессионального становления в связи с общими социально-экономическими изменениями страны и своего региона. Выбор профессии – это выбор не только своего профессионального, но и жизненного пути. Когда профессия  выбрана по душе, работа приносит радость и удовлетворение. М.Горький сказал: «Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать!». Делайте свой выбор осознанно!

Logo WS Russia white on blue

Мы в соц. сетях