Интерактивная рабочая тетрадь "Секрет Успеха" (только для зарегистрированных) Вход Регистрация

Человек - Человек

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
makarenko
Антон Семенович Макаренко

В профессиях этого типа мир видится, усматривается работником и волнует его прежде всего со стороны наполненности окружаю­щего разными, разнообразными, разномыслящими и разнокаче­ственными и разнонаправленными людьми, группами, сообще­ствами, организациями, их сложными взаимоотношениями. Профессионалы выделяют и удерживают в сознании такие целостности, которые характеризуют умонастроение, поведение людей, образ их жизни и формы активности, а также способы привнесения порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества.

Цивилизация, культура, история человечества — это здесь, преж­де всего народы, страны, государства, языки, культурные ценно­сти разных народов. Международные отношения — это полити­ческие, торгово-экономические, общекультурные взаимодействия между хорошо различаемыми социальными системами.

Условия существования и развития человека — это памятники культуры, сеть музеев, экскурсии, общение участников специально организованного празднества, удовлетворение духовных запросов населения, общественный порядок. Остальное — некий само собой разумеющийся и кем-то обеспечиваемый фон. Деятельность человечества, людей — это приоб­щение широких слоев населения к освоению культурных ценностей, культурно-просветительная деятельность, доведение това­ров до потребителя, обеспечение гражданских прав, борьба с пре­ступлениями разного рода. Наиболее детализированы при этом представления о разновидностях людей (дети; взрослые, обезли­ченные «лица»; индивидуально отличаемые люди, например, «склонные к тунеядству»; и пр.).

Типичные примеры целостностей, выделяемых работниками этого типа в мире: духовные потребности населения в сфере досуга; отдых и настроение (другого, стороннего человека); условия хранения ценностей на предприятии (как зона объектов, где возможны злоупотребления); отступления от общественных норм; правонарушения; версии возможных причин преступления; здоровье человека; болезнь; особенности поведения покупателей; соблюдение правил поведения; довольные лица покупателей; интересы других организаций; маршрут (экскурсии); похищенное имущество; мероприятие, праздник (как предмет труда, «изделие» организатора, а не как то, что приходит и случается); возможность общения; судьба трудных подростков и многое другое.

Представители профессий этого типа умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию раз­личных потребностей людей (материальных, духовных, соци­альных).

Исполнительно-двигательная сторона труда имеет в професси­ях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия. Говорение не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо так же учиться, как учатся делать сальто или водить сварочным электродом. Далее, это выразитель­ные движения (мимика, пантомимика) и, кстати говоря, выра­зительные свойства внешности и даже одежды (скажем, полага­ют, что экскурсовод более успешен, если он при прочих равных условиях элегантен). В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений (доста­точно вспомнить хирургов разных профилей и комментарии ста­нут излишними).

Особенности познавательной деятельности представителей про­фессий этого типа во многом определяются сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих со­циальные явления. Скажем, одна из познавательных функций орга­низатора клубной работы может быть выражена тремя-четырьмя словами: «Прослушивает участников предстоящего концерта...». Но ведь это значит, что «прослушивающий» должен оценить уро­вень исполнения, качество репертуара, а это, в свою очередь, предполагает знание критериев для измерения всех этих многообразных художественных реальностей. И это сопрягает рассматриваемую профессию с про­фессиями типа «Человек — художественный образ». Казалось бы, совершенно другой пример: инспектор службы безопасности до­рожного движения (возможно, чья-то инновационная мотивация приведет к переименованию этой работы, но, по сути, она всегда будет нужна) должен следить за соблюдением правил дорожного движения. Но ведь это предполагает множество «пунктов», вклю­чающих в себя не только поведение участников движения, но и вопросы содержания, состояния автомобильных дорог, улиц, до­рожных сооружений, железнодорожных переездов, а также обо­рудования улиц и дорог дорожными знаками, светофорной тех­никой и другими средствами регулирования. Область компетен­ции инспектора, естественным образом простирается и в область профессий типа «Человек — техника». А еще он и юрист, а еще и чуть ли не «каскадер», когда приходится преследовать опасного преступника.Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слы­шать, понимать другого человека, и именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самим бы пришло в голову в его положении.

Профессионал — будь то учитель географии, хирург или инс­пектор полиции по делам несовершеннолетних — должен иметь немалый кругозор в области гуманитарного знания. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт, и основанное на нем пони­мание внутреннего состояния тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и непов­торимы, работнику нужно отчетливо выделять наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по уз­кой специальности) знания оперативные, относящиеся к конк­ретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юно­ши, а также именно каждого из своих учеников со всеми особен­ностями их семейной обстановки.

Участковый инспектор полиции должен хорошо знать людей на обслуживаемой территории, особенно склонных к правонару­шениям. Работник полиции, занятый борьбой с хищениями цен­ностей, собственности, должен иметь не только теоретическое знание об уловках расхитителей вообще и характерных методах хозяйственных преступлений. Ему важно досконально разобрать­ся в неповторимой и конкретной обстановке, скажем, на «вот этом» мясокомбинате и знать, как и кем могут создаваться неучтенные излишки продукции и т.п. В профессиях, связанных с тех­ническими и абстрактно-научными предметами труда, такое раз­личение общего и оперативного знания не столь резко: если сер­ная кислота вообще реагирует с содой, то она будет это делать и в пробирке, и в заводской емкости. А в области социальных явле­ний проявление общих закономерностей в отдельных случаях не столь однозначно. Поэтому руководствоваться исключительно обоб­щенными принципами и правилами, строго говоря, здесь нельзя. Применение «общенаучных», «общетехнических» стереотипов и мышления к явлениям в обществе (речь идет об огульном подведении частных случаев под общее знание) кроме вреда ничего принести не может. А соответствующий подход живуч — было время, когда парней в узких брюках автоматически считали тунеядцами, выдворяли с танцплощадок. В наши времена другие признаки человека могут быть основанием для тотального (неконкретного) к нему подхода, и это всегда плохо.

Среди требований к качеству исполнительно-двигательных про­явлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и к устной речи — ее четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятно­сти содержания высказываний, реплик. Это не так просто — чтобы быть правильно понятым, надо сначала понять, как вы можете быть поняты. У разных людей в сознании и подсознании существуют разные предпосылки тех или иных утверждений, вопро­сов, и их надо предвидеть.

Самое главное в области познавательных процессов представи­телей рассматриваемого типа профессий, конечно, не острота зре­ния или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума. Важны наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту или по газетам. И еще важен оптимистический проектировочный подход к че­ловеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сор­та» раз и навсегда здесь обычно неуместен. Требуется и очень важна способность сопереживать другому человеку (сострадать и порадоваться). Важная особенность эмоцио­нального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый уж раз ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним. Без этого немыслима и даже непонятна работа педагога, экскурсово­да, организатора музейной, клубной работы. А педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту - от инспектора уголовного розыска до хирурга.

Важны наблюдательность по отношению к поведению, прояв­лениям душевной деятельности человека, отзывчивость, добро­желательность, готовность бескорыстно прийти на помощь друго­му существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпе­ние и снисходительность к различным нестандартным проявле­ниям поведения, внешнего облика, образа мыслей. Прогресс дер­жится на чудаках — это полезно помнить. Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом (а не отдельным его слоям и группиров­кам) — вот что характеризует тех, кого помнит история. Граждан­ские качества, определенные (ориентированные на интересы тру­дящихся) убеждения — это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа.

Нестандартные ситуации — это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют творческо­го склада ума, способности ясно представлять себе варианты воз­можных последствий действий людей, возможных исходов их кон­фликтов, противостояний или, наоборот, объединений. Но это и не техническое, и не художественное воображение, а такое, для которого пока еще в учебниках нет названия. Назовем его за не­имение лучшего термина тропономическим (от др.-греч. «тропос» — поворот, оборот, направление). В некоторых профессиях рассмат­риваемого типа сам предмет труда возникает в результате твор­ческого поиска (далее не удивляйтесь, а впрочем, можете и уди­виться): хозяйственные преступления, в отличие, скажем, от гра­бежей с разбоем, как правило, хитро замаскированы, а на поверх­ности и даже по документам все «шито-крыто». Поэтому они мо­гут неоднократно воспроизводиться при внешне вполне спокой­ном течении жизни. Работник полиции — специалист по борьбе с хищениями хозяйственных ценностей — должен, как говориться, сам себе найти работу. В результате анализа условий, способствую­щих возникновению хищений (неучтенные излишки сырья, про­дукции, приписки «липовых» автомобильных рейсов, на которые списывается и пускается «налево» бензин и пр.), он должен вы­явить, отыскать само преступление.

Особенности саморегуляции представителей рассматриваемого типа профессий таковы. Требуется постоянное совершенство­вание своих знаний и навыков, стремление «идти в ногу» с быстротекущими процессами социального движения, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий. В противном случае рушится взаимопонимание с окружающими. Необ­ходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обра­щенное к другим людям, с моральными и юридическими нормами, а это отнюдь не всегда просто. Вместе с тем в отношении самого себя часто невозможно строго подразделить время на рабочее и нерабочее. Истинный врач помчится по срочному вызову к тяжелобольному, даже если этот вызов застанет его в гостях или в театре. Подобное случается и с работниками педагогического фронта, с руководителями трудовых коллективов, работниками полиции. Нужно сочетание доброты с принципиальной требовательностью к себе и другим.

Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку — интереса «просто так».

Список профессий, относимых к данному типу:

Logo WS Russia white on blue

Мы в соц. сетях